Книжный клуб: болгарские книги
Поредното интересно видео на "Ходи-смотри", на която не можах да се въздържа да не напиша коментар... Доста дълъг се получи... И позачетох донякъде споменатите произведения до средата на видеото... Съвсем не ме впечатлиха и не мисля, че бих им обърнала иначе внимание. Сега ще догледам видеото до края.
А ето и коментара ми:
Еще одно ваше видео, которое я с большим интересом посмотрела на середине. Остановилась, чтобы написать это (с помощью Google Translate для русского перевода). Когда закончу комментария, досмотрю видео. Вы умеете делать интересные события и интересные видео. Два видео о римских мозаиках были действительно отличными и информативными. Спасибо за все это!
Я не читала Георгия Господинова и пока имею внутреннее сопротивление читать. Может быть, потому что я разделяю то, что было сказано: большие награды получают те, кто вписывается в конъюнктуру. Я бы добавила, что это относится и к известности, и, к сожалению, не только.
Упомянутое произведение "Бай Гано" Алеко Константинова, которое я читала в детстве (оно было в школьной программе), а также два, цитированные в вашем видео, которых я посмотрела сейчас (Станислава Стратиева и Ивайло Петрова), для меня показывают не болгарина или архетипа, а НИГИЛИЗМА болгар в отношении самих себя. Не знаю был ли он 1000 лет назад, но по моему это скорее всего психологический проблем из за османского рабства, который политически выгоден кому то до сих пор. Поработители отрицали и принижали народа и каждого индивида-роба (которые иначе были им нужны физически) в течение почти пятисот лет, и это было интернализировано. Продолжается это уже в течение 150 лет после Освобождения. При социализме тоже было неуважение к личности и человеку вне власти, вопреки декларативного гуманизма. А теперь так, что боюсь написать, чтобы не создавать себе лишних проблем.
Мой любимый болгарский поэт — НИКО́ЛА ВАПЦА́РОВ. Его поэзия в целом и его стиль. Я не разделяю его идеологии, но, на мой взгляд, его гуманизм, мировоззрение и талант гораздо больше, далеко за границы идеологии. Яркая личность, хотя и скромный в жизни интеллигент, с яркими, человеколюбивыми и талантливыми стихами.
А из прозаиков - ЕЛИ́Н ПЕЛИ́Н, и то ради цикла рассказов "Под монастырской лозой" (ПОД МАНАСТИРСКАТА ЛОЗА). Довольно философская проза, в которой якобы говорится о Боге, рабах Божиих (монахах и монастыре) и связанных с ними вещах, а на самом деле - о божественном вне религии и церковной институции. Цикла можно найти на упомянутом сайте "Читанка"
Из современных болгарских авторов я не могу вспомнить ни одного, который мне нравится. Сейчас мне за 50, а в школьные годы и в ранней юности такого не было. Но я не могу вспомнит и современного зарубежного автора, который сейчас мне нравится. Кроме писателей-фантастов, напр. Айзек Азимов. Возможно, потому что выросла? У меня был период в студенческие годы и после них, когда литература казалась мне бледной и бездарной имитацией психологии, социологии, философии и их производных, за исключением научной фантастики. Научная фантастика казалась похожей на психологию и особенно на социологию и как-то более реальной и правдивой, чем литература с претензией на реализм. Теперь я селективная и критичная в отношении этих наук тоже, а увлекаюсь культурным наследием...
Я только что вспомнила, что мне нравился Карел Чапек - тоже не совсем современный автор. Упомяну, что гимназисткой я читала по-русски двух Толстого, Чехова, Тургенева... Все, что могла найти из русских классиков в школьной библиотеке, а также покупала их и болгарских классических произведений. Позднее много читала западных авторов, но уже не так, как в школьные годы - изменилась.
В последние 2-3 года я много слушаю аудио рассказов на русском языке. Наверное потому что они дают мне возможность понять современных россиян, а также припомнить языка. Это не ностальгия, а может быть осознание насколько мы близки. И потому что словянский мир , кажется, находится в переломном периоде... , как и мир вообще. Аудио истории в Ютюбе написаны в подавляющем большинстве непрофессионалами, думаю, и они хорошо отражают менталитета. Хотя подозреваю, что значительная часть авторов не совсем непрофессионалы, но в другой сфере - пропаганды и манипуляции.
Сегодня трудно доверять кому-либо, в том числе и писателю. Нужно знать человека и его дела, и то трудно судить. Но нигилизм в отношении своего народа и самоирония не говорят об искренности и правдивости. На самом деле, большинство болгар ищут святости (есть святое) и корят себя за то, что недостаточно добры, прямо плохи. А есть народы, которые действительно вредят другим народам и не заморачиваются по этому поводу, а сами о себе очень даже хорошего мнения. Их волнуют другие вещи, не добро и зло. Так что самоирония и нигилизм в отношении самик себя могут быть впечатляющими и запоминающимися для иностранца, но не должны приниматься за чистую монету. У народов, как у индивидах, свои психо проблемы и комплексы. На мой взгляд, Алеко Константинов был весьма несправедлив к Бай Ганьо и идеализировал тогдашнюю Европу, а и США. Так как в десятилетие до и после краха «социализма» мы идеализировали Запад... Но его рассказ о путешествиях «До Чикаго и назад» — вот за что я его ценю. Мне и "Одноэтажняя Америка" Ильфа и Петрова понравилась намного больше, чем "12 стульев"
P.S.
Тези разказвачи за мен са НАЙ в БГ литература за всички времена досега:
1 Елин Пелин - разкази (заради "Под Манастирската лоза") ;
2 Йордан Йовков - разказите от "Песента на колелетата" и "Вечери в Антимовския кан", и не само те;
3 Димитър Талев, романист - всичко от него.
Бих добавила и
4. Димитър Димов,- романист ("Тютюн"). Подвластен на идеологическите повеи на времето си (нормално), но успява доста добре да опише това време.
Не знам дали някога ще мога да преодолея психологическата си съпротива и прочета нещо от Господинов
Коментари
Публикуване на коментар